Методы и приемы на уроках истории

Для того, чтобы ученик запомнил и усвоил исторические факты и явления, учитель использует определённые методы обучения, это основной принцип осуществления учебного процесса. Значимый компонент методов – это приёмы обучения.

На практике существует множество разновидностей методов и приёмов, которыми пользуется учитель на уроках истории. Благодаря методам обучения учитель осуществляет намеченные цели, достигает решения определённых проблемных вопросов.

Без знания методик научить детей истории невозможно. Ведь четко построенный план урока, его структура и смысл достигаются посредством осуществления методов и приемов обучения. Без устной речи учителя сложно представить себе обучение любой гуманитарной науки. Умения учителя выражать свои мысли доступно и интересно – важный фактор изучения истории. 

Первая разновидность данного метода – это рассказ. Учитель в красочной и интересной манере рассказывает об определенном историческом периоде, делая акценты и структурируя текст. Этот приём применяется при рассказе о конкретных фактах и явлениях. Таким образом, ученики получают новую информацию.

Нужно отметить описание, которое крайне часто применяется в исторической науке. Иногда описание проводится в устной форме, а иногда с использованием карт, схем, таблиц, презентаций и т.д. Например: презентация на тему "Начало истории человечества". При этом приёме учитель отмечает характерные черты и признаки исторического явления, делает акцент на его особенностях. Описать любой процесс можно на основании наличия у него признаков.

В курсе истории применяется также метод рассуждения и анализа исторических событий. Данный процесс позволяет ученикам самим делать выводы и подводит их к мысли. При беседе учитель ведет диалог с классом. Она проводится, чтобы подтолкнуть ученика к мыслительной деятельности, а также закрепить и усвоить уже имеющиеся знания. Беседа может проводиться на протяжении всего урока, а может на каком-либо определённом этапе. Чаще всего такой метод обучения используется при актуализации знаний. Во время диалога ученики должны быть активными, но не создавать шума и так называемых "хоровых" ответов, в классе должна быть дисциплина.

В ходе урока учитель может поставить проблемный вопрос, решение которого требует применить такие приёмы, как обсуждение и дискуссию. В дисциплине истории есть множество таких вопросов, ответы на которые неизвестны и сегодня. Ученики мыслят и рассуждают, высказывают своё мнение и ищут пути решения проблемного вопроса. В проблемном методе обучения обязательно есть противоречие, то есть ученики могут спорить между собой, аргументирую свою точку зрения, тем самым обучаясь и получая знания в непривычной для них форме.