
Изучение основных тем теперь может заканчиваться не в 9-м, а в 10-м классе. Учителя и ученые обсудили концепцию нового учебника истории. Она уже полностью готова и есть в Интернете.
Хорошая новость для педагогов: школы вернутся к линейному принципу преподавания истории - когда материал дается постепенно, по хронологии. Изучение основного материала закончится в 10-м классе. В 11-м классе на базовом уровне может быть предложен общий курс "Россия в мировом контексте", а на профильном "основные усилия должны быть направлены на подготовку к итоговой аттестации и вступительным экзаменам в вузы".
Сейчас, напомним, школы работают по концентрической системе – к 9-му классу заканчивается изучение основных тем, а в 10-м и 11-м ученики занимаются повторением пройденного материала. Получается, что самые сложные темы – развал СССР, последствия "утечки мозгов" для страны или значение выстраивания вертикали власти, школьники должны "переварить" в 14-15 лет. Сейчас они будут даваться годом позже.
В концепции перечислены требования к новым учебникам истории, отдельно выделены новые темы и трудные вопросы. Но до идеальных учебников, которые устраивали бы учеников, их родителей, учителей и ученых, как выяснилось, еще далеко.
По мнению Кирилла Соловьева, научного сотрудника Института Российской истории РАН, главное – четко понимать, какой материал отбирать для учебников.
– Сюжеты не должны быть простыми и очевидными. Если говорим о XIX веке, то, скорее, это не Николай I, а в первую очередь – Пушкин и Толстой. И рассказывать, к примеру, о реформах XIX века надо, сопоставляя материал с Толстым, – предлагает Соловьев.
Его коллега, Александр Шевырев, преподаватель истфака МГУ считает, что XIX век – вообще самый простой период для преподавания в школе. Во всяком случае, в списке трудных вопросов его нет. Шевырев предлагает смещать акцент в учебниках с политической истории на культурную.
– Часто история повседневности воспринимается примитивно: что люди ели, пили, что носили. О повседневности надо рассказывать иначе. В качестве примера я мог бы привести жизнь рекрута до и после военной реформы. Или тему "влияние железных дорог на жизнь людей", – рассказал Александр Шевырев.
В новых учебниках истории будет достаточно много тем, связанных со становлением гражданского общества в России. И тут историки предлагают учителям вспомнить о первых публичных лекциях, земских собраниях, городских думах. А вот о революциях в новых учебниках материала будет не так уж много. Судя по концепции, изучение XX века начнется с 1914 года.
– Получается, что революция выскочила, как черт из табакерки, из Первой мировой войны. Это не совсем так, – говорит Александр Шубин из Института Всеобщей истории РАН, – нельзя разделять революции 1905 года и 1917-го. Мы долго спорили о революции 1917 года и решили, что будем говорить о процессе, который начался. Но когда он завершился?
К новым учебникам истории подготовят несколько пособий. В том числе – по Военной истории Отечества, и, скорее всего, по культуре. Заканчивать материал предлагается 2012-м годом. В новом учебнике истории расскажут о 90-х годах – одном из самых непростых периодов современной России, о лидерах нашей страны, о "новых русских" и даже о таком сложном явлении как "утечка мозгов".
Учителя концепцию в целом одобрили, но напомнили ученым: поколение, которое будет заниматься по новым учебникам, слишком сильно зависит от компьютера. Поэтому уже сейчас надо думать об электронных учебниках истории и подаче материала в них. А бумажная книга и электронная – это две большие разницы.
Денис Секиринский, заместитель директора по научной работе Института всеобщей истории РАН:
– Надеюсь, в ближайшие дни концепция будет утверждена и подписана. Никаких серьезных изменений в ней уже не будет. Проект учитывает мнение научного и педагогического сообщества.
Что нового появится в содержании учебников
– Акцент сделают на массовом героизме в освободительных войнах, прежде всего Отечественных 1812-го и 1941-1945 гг.
– Расширится объем материала по истории народов России, с акцентом на взаимодействие культур и религий.
– Добавятся темы, связанные с историческим опытом гражданской активности и местного самоуправления (земские соборы, общины, посадское самоуправлении, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации).
– Увеличится число параграфов по истории культуры. В первую очередь это социокультурный материал, история повседневности.– Школьники должны знать и понимать достижения российской культуры Средневековья, Нового времени и ХХ века, великие произведения художественной литературы, музыки, живописи, театра, кино, выдающиеся открытия российских ученых.