Пифагоровы штаны не для каждого равны

Простое задание для 5-го класса на ЕГЭ по математике в прошлом году не смогли выполнить 150 тысяч выпускников. А последнее международное тестирование PISA показало: решить несложную задачку, но в "непривычной" формулировке, даже не пытаются 40% российских школьников.

С математикой у наших детей проблемы – это факт. Исправить ситуацию должна помочь утвержденная правительством Концепция математического образования: с 1 сентября она начнет внедряться в школах. Как теперь будут учить один из важнейших предметов? Об этом корреспонденту "РГ" рассказал координатор работ по созданию концепции, ректор Московского педагогического госуниверситета, академик РАН Алексей Семенов.

Алексей Львович, в математике бывает верным только один ответ. Так что изменится?

Алексей Семенов: Детей, неспособных к математике, нет. Этот тезис, высказанный когда-то экспертами ЮНЕСКО, лежит в основе концепции. Что сейчас происходит в школе, когда педагог видит неудачу ученика, а значит, и свою собственную тоже? Он объявляет его неспособным и идет по программе дальше. Это вместо того, чтобы разобрать еще раз непонятную ученику тему.

Причем и учитель, и школьник знают: "троечку" даже самому слабому ученику "нарисуют". Эта нечестность компенсируются нечестностью при выдаче аттестата. Мы предлагаем другую модель обучения: каждый ученик гарантированно освоит пусть даже на минимальном уровне все темы и сможет самостоятельно решить хотя бы самые простые задачи. Все должно быть честно.

Чтобы честно ставить "двойки" двоечникам, разработана целая концепция?

Алексей Семенов: Надо не наказать за незнание, а сделать, чтобы пусть на разном уровне, но все знали всё. Принципиально важно, чтобы с самыми простыми задачками по каждой теме справился любой ученик.

То есть решать уравнения типа 2хХ=6 должны все, а извлекать корни из sin44x + cos2x = 2sin4x х cos4x - лишь самые толковые?

Алексей Семенов: Это упрощенный взгляд, но примерно так.

Вы предлагаете учить математике с детсада. Дошколятам – таблицу умножения?

Алексей Семенов: Учить какие-то таблицы в самом раннем возрасте – бессмысленно и даже вредно. Сейчас детские сады начинают жить по новому стандарту дошкольного образования. Он предполагает создавать для малышей ситуации, в которых те сами начинают применять какие-то приемы. Например, искать верное решение, перебирая варианты – это типичный пример математической деятельности.

Скажите, как в классе, где тридцать человек, отследить успехи и неудачи каждого?

Алексей Семенов: Еще недавно это было совершенно нереально. Сейчас уже в начальной школе учителю должна помогать информационная среда. Ученики, играя по получасу в неделю за компьютером, выполняют различные задания, а машина это анализирует и выдает учителю "диагноз": какие задания нужно выполнить каждому, чтобы ликвидировать его пробелы.

Не секрет, что сегодня многие, не до конца понимая решение, просто механически заучивают готовые формулы. И это часто спасает от двойки, но знаний не прибавляет. Что делать?

Алексей Семенов: Прежде всего начать действительно заниматься математикой. Повторю: каждый ученик обязан хорошо освоить свой минимум базовых знаний. Подчеркиваю – свой. Но для этого надо кардинально изменить систему школьных оценок. Она не должна быть одинаковой для всех. Пусть оценка отражает успехи ученика и его прогресс. Если человек смог разобраться с трудной темой, то он заслуживает поощрения, высокой "индивидуальной" оценки.

Интересно, а как будут выставляться годовые оценки?

Алексей Семенов: Я думаю, это решит школа. С одной стороны, ученикам и их родителям надо знать реальный уровень знаний. С другой – если на ЕГЭ или ГИА важна объективность, то на промежуточной аттестации иногда важнее поощрить школьника за его персональные успехи.

Растолковывать неучам все непонятное будет тот же самый учитель?

Алексей Семенов: Совсем не обязательно. Это могут делать тьютеры – преподаватели, которые по тем или иным причинам не захотят работать по новым педагогическим технологиям. Чтобы они остались работать в школе, можно им предложить такую должность штатного репетитора.

Все, о чем вы говорите, касается в основном слабых учеников. А как быть с будущими Пифагорами?

Алексей Семенов: Поддержка лидеров на всех уровнях обучения, как и олимпиадного движения – основные принципы концепции. В старшей школе это разделение образования по профилям. Нужно создавать больше классов, где школьники будут осваивать математику на высоком уровне. Как это сейчас происходит в школах при ведущих университетах.

Как изменится содержание предмета? Зачем обычному школьнику уметь брать интегралы, вычислять синусы и тангенсы?

Алексей Семенов: Программа перегружена "инженерными" расчетами. Профессионалы выполняют их на компьютерах, а для общего развития тригонометрические уравнения не так уж нужны. В то же время квадратные уравнения и прочие синусы с тангенсами нужны для решения задач по физике. Значит, есть повод подумать о синхронизации курсов.

Концепция – слово "тяжелое". Но уверен, что она поможет сделать математику более понятной, наглядной и интересной. Повысится общая математическая грамотность и математическая компетентность профессионалов в различных областях. Принципиальных изменений во всех составляющих математического образования можно ожидать лет через пять. А первые серьезные шаги будут сделаны уже осенью.