Основы русского языка

Русский язык – наш родной язык, основа нашей культуры, нашего мироощущения и восприятия. На нём мы говорим, с помощью него мы передаем наши ощущения. С его помощью мы мыслим и работаем. Без русского языка невозможно сохранение и дальнейшее процветание нашего государства, наших идей и наших творений. Мы говорим на нем с детства, поэтому редко задумываемся, насколько он сложен и многогранен. Русский язык нужно учить для того, чтобы понимать окружающих и чтобы они понимали нас. Взрослея, мы учимся читать и писать, общение больше не ограничивается разговорами. Мы можем писать письма, сочинения, рассказы. Таким образом, мы показываем свой внутренний мир, мысли и чувства, о которых иногда трудно говорить вслух. Всю нашу жизнь мы не перестаем учить русский язык, постоянно узнаем что-то новое.
Русский язык, на самом деле, является древним, богатым и, что самое интересное, развивающимся по сей день языком. Огромное количество реформ, правил принимаются в наши дни, для обогащения и усовершенствования. На русском языке говорит огромное количество человек: это россияне, бывшие граждане СССР, а также множество иностранцев живущих далеко от России. Русский язык, по подтверждению многих иностранных граждан, является одним из сложных языков мира. Но, в то же время, он является и самым богатым, красивым, выразительным и мелодичным языком из всех существующих.

Спряжение глаголов

Определение

Спряжение — изменение глаголов в формах настоящего и будущего времени по лицам и числам.

Типы спряжений

  • Первое
  • Второе
  • Разноспрягаемые глаголы
  • Архаическое

Как определить спряжение?

ШАГ 1. Выясняем, ударное окончание или нет.

Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием достаточно проспрягать слово по числам и лицам. Перечень личных окончаний глаголов I и II спряжения с примерами представлен в таблице ниже.

ЗАПОМНИ!

Гласные в ударных окончаниях глагола: Е/Ё, У, Ю – I спряжение, И, А, Я – II спряжение

Лицо Глаголы 1 спряжения Глаголы 2 спряжения
Ед.ч. Мн.ч. Примеры Ед.ч. Мн.ч. Примеры
1-е -у́(ю́) -е́м(ё́м) пою́, сошью́, расту́
поё́м, сошьё́м, растё́м
-у́(ю́) -и́м лечу́, спешу́, молчу́
лети́м, спеши́м, молчи́м
2-е -е́шь(ё́шь) -е́те(ё́те) поё́шь, сошьё́шь, растё́шь
поё́те, сошьё́те, растё́те
-и́шь -и́те лети́шь, спеши́шь, молчи́шь
лети́те, спеши́те, молчи́те
3-е -е́т(ё́т) -у́т(ю́т) поё́т, сошьё́т, растё́т
пою́т, сошью́т, расту́т
-и́т -а́т(я́т) лети́т, спеши́т, молчи́т
летя́т, спеша́т, молча́т
ЗАПОМНИ!

В первом лице единственного числа (я что делаю?) окончания -у, -ю совпадают для первого и второго спряжений, поэтому для определения спряжения используйте второе, третье лицо или множественное число.

Например:
Зададим к глаголу вопрос 2 лица единственного числа:

ТЫ ЧТО ДЕЛАЕШЬ? Для глаголов несовершенного вида.
  ПЕЧЁШЬ, ИДЁШЬ, ПОЁШЬ = I СПРЯЖЕНИЕ.
  СИДИШЬ, ЛЕТИШЬ, СПЕШИШЬ = II СПРЯЖЕНИЕ.

ТЫ ЧТО СДЕЛАЕШЬ? Для глаголов совершенного вида.
  ЗАПЕЧЁШЬ = I СПРЯЖЕНИЕ.
  ПОСИДИШЬ = II СПРЯЖЕНИЕ.

ИТОГ: спряжение сразу определили по соответствующей гласной.
ЗАПОМНИ!

Глаголы с ударным личным окончанием нельзя ставить в инфинитив для определения спряжения.

Например:

Задание: определить спряжение глагола СИДЕТЬ.

Ошибочное рассуждение: Это начальная форма. Окончание –ть. Мы видим букву е перед –ть. Следовательно, ученик отвечает: I спряжение. Но это будет первой ошибкой. Ученик не знает, что нужно проверять, ударное окончание или нет. А когда указываешь на необходимость поставить ударение, ученик проверяет ударение по инфинитиву, а не по одной из форм (2-е и 3-е лицо ед. и мн.ч. и 1-е лицо мн.ч.), что является второй ошибкой.

Итак, сначала надо проверить, ударное ли окончание у этого глагола при спряжении, то есть при изменении по лицам и числам.

Верное рассуждение: Ты что делаешь? СИДИ́ШЬ. Окончание ударное. Сильная позиция гласной. В окончании буква И. Это II спряжение.

Настоящее время
Лицо ед.ч. мн.ч.
1-е сижу́ сиди́м
2-е сиди́шь сиди́те
3-е сиди́т сидя́т

Итак, в этом случае для определения спряжения к форме инфинитива НЕ обращаемся.
В окончаниях глагола УЖЕ видим буквы И, А, Я. Они указывают на то, что это гласные в окончаниях глаголов второго спряжения, а не первого.

СИДЕТЬ – несовершенный вид, непереходный, невозвратный, II спряжение.

ШАГ 2. Если окончание безударное.

Например:
ТЫ ЧТО ДЕЛАЕШЬ? Рису́ешь, чита́ешь, успева́ешь, кра́сишь, ма́жешь
ТЫ ЧТО СДЕЛАЕШЬ? Напи́шешь, посе́ешь, вы́кинешь, нау́чишься.

Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями находят по неопределённой форме этих глаголов, то есть по инфинитиву. Вспоминаем, что это начальная форма глаголов, которая так нам нужна при морфологических разборах под цифрой 3 в учебниках.

СПРАВКА

Вопросы к глаголам в начальной форме:
  Что делать? Для глаголов несовершенного вида.
  Что сделать? Для глаголов совершенного вида.

Глаголы в неопределённой форме имеют окончания –ТЬ и –ТИ: спрашивать – спросить; приносить – принести.
Неопределённая форма глагола (или инфинитив, от лат. infinitivus — «неопределённый») обозначает действие безотносительно к наклонению, времени, лицу, числу, то есть вне связи его с субъектом (деятелем).
Инфинитив является начальной (словарной) формой глагола и отвечает на вопросы что делать? что сделать?:
  видеть — увидеть, сеять — посеять, смотреть — рассмотреть,
  везти — провезти, идти — пройти, искать — найти.
Инфинитив — неизменяемая форма глагола, которая имеет только постоянные морфологические признаки глагола: вид, переходность/непереходность, возвратность/невозвратность, тип спряжения.
Итог: Формальным показателем инфинитива являются окончания (суффиксы в некоторых методиках) –ТЬ, –ТИ.
  –ТЬ стоит после гласных: следить, думать, петь.
  –ТИ стоит после согласных: нести, везти, плести, идти.

Некоторые глаголы в инфинитиве оканчиваются на –ЧЬ: печь, беречь, течь, мочь. В этих случаях –ЧЬ входит в состав корня, так как является результатом исторического слияния суффикса ТИ с корневой согласной К или Г: пекти → печь, берегти → беречь.

Глаголы, которые оканчиваются в неопределённой форме на –ИТЬ, причём –ТЬ – это окончание, а -И- – суффикс, относятся ко II спряжению: по́мнить, стро́ить, е́здить, ста́вить, ходи́ть.

Остальные глаголы, кроме нескольких слов-исключений, относятся к I спряжению. В неопределённой (начальной) форме они обычно оканчиваются на -ать, -ять, -еть, -уть, -оть, -ыть: де́лать, се́ять, черне́ть, кри́кнуть, коло́ть, ры́ть, дви́гаться, привыка́ть, печа́тать, стира́ть, кача́ть.

Ко второму же спряжению
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить,
А ещё: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать,
       держать, терпеть,
и зависеть, и вертеть.

I спряжение II спряжение
4 глагола на -ИТЬ (бри́ть, стели́ть, зы́биться, зи́ждиться) Все глагола на -ИТЬ (кроме 4-х)
Все глагола на -ЕТЬ (кроме 7-и) 7 глагола на -ЕТЬ (терпе́ть, верте́ть, оби́деть, ненави́деть, зави́сеть, смотре́ть, ви́деть)
Все глагола на -АТЬ (кроме 4-х) 4 глагола на -АТЬ (гна́ть, держа́ть, слы́шать, дыша́ть)
Все глагола на -УТЬ, -ЮТЬ, -ЫТЬ, -ЯТЬ, -ЧЬ...
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Образовано от: хотеть, бежать? Да Разноспрягаемый глагол Нет Образовано от: есть, дать, надоесть, создать? Да Архаическое спряжение Нет Определи форму 2-го лица ед.числа:
что (c)делаешь? Да Окончание ударное? Да Какая гласная в окончании?
Да: Е,У,Ю. Нет: И,А,Я. Да I спряжение Нет II спряжение
Нет Определи инфинитив:

что (c)делать? Да Оканчивается на -ИТЬ? Да Образовано от: брить, стелить, зыбиться, зиждиться Да I спряжение Нет II спряжение Нет Оканчивается на -ЕТЬ? Да Образ.от: терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, смотреть, видеть? Да II спряжение Нет I спряжение Нет Оканчивается на -АТЬ? Да Образовано от: гнать, держать, слышать, дышать? Да II спряжение Нет I спряжение Нет I спряжение

Разбор слова ОБИДЕТЬ – II спряжение

Лицо Будущее время
ед.ч. мн.ч.
1-е оби́жу оби́дим
2-е оби́дишь оби́дите
3-е оби́дит оби́дят

Разбор слова БОРМОТАТЬ – I спряжение

Лицо Настоящее время Будущее время
ед.ч. мн.ч. ед.ч. мн.ч.
1-е бормочу́ бормо́чем забормочу́ забормо́чем
2-е бормо́чешь бормо́чете забормо́чешь забормо́чете
3-е бормо́чет бормо́чут забормо́чет забормо́чут
ЗАПОМНИ!
В форме 2 лица ед. числа глаголы настоящего и будущего времени оканчиваются на шипящий Ш и Ь. Это орфограмма.

    Наст. вр., 2 л., ед.ч.: ты думаешь, пишешь, плаваешь, учишь, смотришь.
    Буд. вр., 2 л., ед.ч.: ты будешь писать, будешь учить, найдёшь, выучишь.

Внимание! После шипящих на конце глагола всегда пишется мягкий знак, который сохраняется перед -ся, -те:
    Одеваешь – одеваешься, стричь – стричься, режь – режьте.
    Что делаешь? (2л., ед.ч.) Бежишь, делаешь, побежишь, сделаешь.
    Что делать? (неопределённая форма) Стричь, беречь.
    Что сделай? (повелит. накл. глагола) Отрежь, намажь, спрячь.
Например:

Задание: Проспрягай в тетради глаголы: побри́ть, поддержа́ть, зави́сеть, ры́ть, возвели́чивать, моло́ть, моли́ться.

Образец рассуждение: Побри́ть – I спр., так как БРИТЬ – глагол-исключение, в окончаниях будут гласные е, у, ю.

Лицо ед.ч. мн.ч.
1-е я побре́ю мы побре́ем
2-е ты побре́ешь вы побре́ете
3-е он(она, оно) побре́ет они побре́ют

Если глагол I спряжения: гласные Е, У, Ю пиши в окончаниях.
Если глагол II спряжения: гласные И, А, Я пиши в окончаниях.

 

Разноспрягаемые глаголы

Глаголы хотеть, бежать и образованные от них являются разноспрягаемыми, потому что имеют окончания разных спряжений:

Число Лицо Хотеть Бежать
Ед.ч. 1
2
3
хочу́
хо́чешь
хо́чет
бегу́
бежи́шь
бежи́т
Мн.ч. 1
2
3
хоти́м
хоти́те
хотя́т
бежи́м
бежи́те
бегу́т

Архаический тип спряжения

Глаголы есть, надоесть, дать, создать и образованные от них при помощи приставки и постфикса имеют особые формы, являющиеся архаическими

Число Лицо Есть Дать Создать Надоесть
Ед.ч. 1
2
3
е́м
е́шь
е́ст
да́м
да́шь
да́ст
созда́м
созда́шь
созда́ст
надое́м
надое́шь
надое́ст
Мн.ч. 1
2
3
еди́м
еди́те
едя́т
дади́м
дади́те
даду́т
создади́м
создади́те
создаду́т
надоеди́м
надоеди́те
надоедя́т

Глаголы-исключения

ЗАПОМНИ!

Выучи исключения:
    I спряжение на -ИТЬбрить, стелить, зыбиться, зиждиться
    II спряжение на -ЕТЬсмотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть
    II спряжение на -АТЬслышать, дышать, держать, гнать
    Разноспрягаемыехотеть, бежать
    Архаическиеесть, дать, надоесть, создать