Русский язык – наш родной язык, основа нашей культуры, нашего мироощущения и восприятия. На нём мы говорим, с помощью него мы передаем наши ощущения. С его помощью мы мыслим и работаем. Без русского языка невозможно сохранение и дальнейшее процветание нашего государства, наших идей и наших творений. Мы говорим на нем с детства, поэтому редко задумываемся, насколько он сложен и многогранен. Русский язык нужно учить для того, чтобы понимать окружающих и чтобы они понимали нас. Взрослея, мы учимся читать и писать, общение больше не ограничивается разговорами. Мы можем писать письма, сочинения, рассказы. Таким образом, мы показываем свой внутренний мир, мысли и чувства, о которых иногда трудно говорить вслух. Всю нашу жизнь мы не перестаем учить русский язык, постоянно узнаем что-то новое.
Русский язык, на самом деле, является древним, богатым и, что самое интересное, развивающимся по сей день языком. Огромное количество реформ, правил принимаются в наши дни, для обогащения и усовершенствования. На русском языке говорит огромное количество человек: это россияне, бывшие граждане СССР, а также множество иностранцев живущих далеко от России. Русский язык, по подтверждению многих иностранных граждан, является одним из сложных языков мира. Но, в то же время, он является и самым богатым, красивым, выразительным и мелодичным языком из всех существующих.
Спряжение — изменение глаголов в формах настоящего и будущего времени по лицам и числам.
Для определения спряжения глагола с ударным личным окончанием достаточно проспрягать слово по числам и лицам. Перечень личных окончаний глаголов I и II спряжения с примерами представлен в таблице ниже.
Гласные в ударных окончаниях глагола: Е/Ё, У, Ю – I спряжение, И, А, Я – II спряжение
Лицо | Глаголы 1 спряжения | Глаголы 2 спряжения | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Ед.ч. | Мн.ч. | Примеры | Ед.ч. | Мн.ч. | Примеры | |
1-е | -у́(ю́) | -е́м(ё́м) |
пою́, сошью́, расту́ поё́м, сошьё́м, растё́м |
-у́(ю́) | -и́м |
лечу́, спешу́, молчу́ лети́м, спеши́м, молчи́м |
2-е | -е́шь(ё́шь) | -е́те(ё́те) |
поё́шь, сошьё́шь, растё́шь поё́те, сошьё́те, растё́те |
-и́шь | -и́те |
лети́шь, спеши́шь, молчи́шь лети́те, спеши́те, молчи́те |
3-е | -е́т(ё́т) | -у́т(ю́т) |
поё́т, сошьё́т, растё́т пою́т, сошью́т, расту́т |
-и́т | -а́т(я́т) |
лети́т, спеши́т, молчи́т летя́т, спеша́т, молча́т |
В первом лице единственного числа (я что делаю?) окончания -у, -ю совпадают для первого и второго спряжений, поэтому для определения спряжения используйте второе, третье лицо или множественное число.
Зададим к глаголу вопрос 2 лица единственного числа: ТЫ ЧТО ДЕЛАЕШЬ? Для глаголов несовершенного вида. ПЕЧЁШЬ, ИДЁШЬ, ПОЁШЬ = I СПРЯЖЕНИЕ. СИДИШЬ, ЛЕТИШЬ, СПЕШИШЬ = II СПРЯЖЕНИЕ. ТЫ ЧТО СДЕЛАЕШЬ? Для глаголов совершенного вида. ЗАПЕЧЁШЬ = I СПРЯЖЕНИЕ. ПОСИДИШЬ = II СПРЯЖЕНИЕ. ИТОГ: спряжение сразу определили по соответствующей гласной.
Глаголы с ударным личным окончанием нельзя ставить в инфинитив для определения спряжения.
Задание: определить спряжение глагола СИДЕТЬ.
Ошибочное рассуждение: Это начальная форма. Окончание –ть. Мы видим букву е перед –ть. Следовательно, ученик отвечает: I спряжение. Но это будет первой ошибкой. Ученик не знает, что нужно проверять, ударное окончание или нет. А когда указываешь на необходимость поставить ударение, ученик проверяет ударение по инфинитиву, а не по одной из форм (2-е и 3-е лицо ед. и мн.ч. и 1-е лицо мн.ч.), что является второй ошибкой.
Итак, сначала надо проверить, ударное ли окончание у этого глагола при спряжении, то есть при изменении по лицам и числам.
Верное рассуждение: Ты что делаешь? СИДИ́ШЬ. Окончание ударное. Сильная позиция гласной. В окончании буква И. Это II спряжение.
Настоящее время | ||
---|---|---|
Лицо | ед.ч. | мн.ч. |
1-е | сижу́ | сиди́м |
2-е | сиди́шь | сиди́те |
3-е | сиди́т | сидя́т |
Итак, в этом случае для определения спряжения к форме инфинитива НЕ обращаемся.
В окончаниях глагола УЖЕ видим буквы И, А, Я. Они указывают на то, что это гласные в окончаниях глаголов второго спряжения, а не первого.
СИДЕТЬ – несовершенный вид, непереходный, невозвратный, II спряжение.
ТЫ ЧТО ДЕЛАЕШЬ? Рису́ешь, чита́ешь, успева́ешь, кра́сишь, ма́жешь ТЫ ЧТО СДЕЛАЕШЬ? Напи́шешь, посе́ешь, вы́кинешь, нау́чишься.
Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями находят по неопределённой форме этих глаголов, то есть по инфинитиву. Вспоминаем, что это начальная форма глаголов, которая так нам нужна при морфологических разборах под цифрой 3 в учебниках.
Вопросы к глаголам в начальной форме:
Что делать? Для глаголов несовершенного вида.
Что сделать? Для глаголов совершенного вида.
Глаголы в неопределённой форме имеют окончания –ТЬ и –ТИ: спрашивать – спросить; приносить – принести.
Неопределённая форма глагола (или инфинитив, от лат. infinitivus — «неопределённый») обозначает действие безотносительно к наклонению, времени, лицу, числу, то есть вне связи его с субъектом (деятелем).
Инфинитив является начальной (словарной) формой глагола и отвечает на вопросы что делать? что сделать?:
видеть — увидеть, сеять — посеять, смотреть — рассмотреть,
везти — провезти, идти — пройти, искать — найти.
Инфинитив — неизменяемая форма глагола, которая имеет только постоянные морфологические признаки глагола: вид, переходность/непереходность, возвратность/невозвратность, тип спряжения.
Итог: Формальным показателем инфинитива являются окончания (суффиксы в некоторых методиках) –ТЬ, –ТИ.
–ТЬ стоит после гласных: следить, думать, петь.
–ТИ стоит после согласных: нести, везти, плести, идти.
Некоторые глаголы в инфинитиве оканчиваются на –ЧЬ: печь, беречь, течь, мочь. В этих случаях –ЧЬ входит в состав корня, так как является результатом исторического слияния суффикса ТИ с корневой согласной К или Г: пекти → печь, берегти → беречь.
Глаголы, которые оканчиваются в неопределённой форме на –ИТЬ, причём –ТЬ – это окончание, а -И- – суффикс, относятся ко II спряжению: по́мнить, стро́ить, е́здить, ста́вить, ходи́ть.
Остальные глаголы, кроме нескольких слов-исключений, относятся к I спряжению. В неопределённой (начальной) форме они обычно оканчиваются на -ать, -ять, -еть, -уть, -оть, -ыть: де́лать, се́ять, черне́ть, кри́кнуть, коло́ть, ры́ть, дви́гаться, привыка́ть, печа́тать, стира́ть, кача́ть.
Ко второму же спряжению
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить,
А ещё: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать,
держать, терпеть,
и зависеть, и вертеть.
I спряжение | II спряжение |
---|---|
4 глагола на -ИТЬ (бри́ть, стели́ть, зы́биться, зи́ждиться) | Все глагола на -ИТЬ (кроме 4-х) |
Все глагола на -ЕТЬ (кроме 7-и) | 7 глагола на -ЕТЬ (терпе́ть, верте́ть, оби́деть, ненави́деть, зави́сеть, смотре́ть, ви́деть) |
Все глагола на -АТЬ (кроме 4-х) | 4 глагола на -АТЬ (гна́ть, держа́ть, слы́шать, дыша́ть) |
Все глагола на -УТЬ, -ЮТЬ, -ЫТЬ, -ЯТЬ, -ЧЬ... |
Лицо | Будущее время | |
---|---|---|
ед.ч. | мн.ч. | |
1-е | оби́жу | оби́дим |
2-е | оби́дишь | оби́дите |
3-е | оби́дит | оби́дят |
Лицо | Настоящее время | Будущее время | ||
---|---|---|---|---|
ед.ч. | мн.ч. | ед.ч. | мн.ч. | |
1-е | бормочу́ | бормо́чем | забормочу́ | забормо́чем |
2-е | бормо́чешь | бормо́чете | забормо́чешь | забормо́чете |
3-е | бормо́чет | бормо́чут | забормо́чет | забормо́чут |
Задание: Проспрягай в тетради глаголы: побри́ть, поддержа́ть, зави́сеть, ры́ть, возвели́чивать, моло́ть, моли́ться.
Образец рассуждение: Побри́ть – I спр., так как БРИТЬ – глагол-исключение, в окончаниях будут гласные е, у, ю.
Лицо | ед.ч. | мн.ч. |
---|---|---|
1-е | я побре́ю | мы побре́ем |
2-е | ты побре́ешь | вы побре́ете |
3-е | он(она, оно) побре́ет | они побре́ют |
Если глагол I спряжения: гласные Е, У, Ю пиши в окончаниях.
Если глагол II спряжения: гласные И, А, Я пиши в окончаниях.
Глаголы хотеть, бежать и образованные от них являются разноспрягаемыми, потому что имеют окончания разных спряжений:
Число | Лицо | Хотеть | Бежать |
---|---|---|---|
Ед.ч. | 1 2 3 |
хочу́ хо́чешь хо́чет |
бегу́ бежи́шь бежи́т |
Мн.ч. | 1 2 3 |
хоти́м хоти́те хотя́т |
бежи́м бежи́те бегу́т |
Глаголы есть, надоесть, дать, создать и образованные от них при помощи приставки и постфикса имеют особые формы, являющиеся архаическими
Число | Лицо | Есть | Дать | Создать | Надоесть |
---|---|---|---|---|---|
Ед.ч. | 1 2 3 |
е́м е́шь е́ст |
да́м да́шь да́ст |
созда́м созда́шь созда́ст |
надое́м надое́шь надое́ст |
Мн.ч. | 1 2 3 |
еди́м еди́те едя́т |
дади́м дади́те даду́т |
создади́м создади́те создаду́т |
надоеди́м надоеди́те надоедя́т |
Выучи исключения:
I спряжение на -ИТЬ – брить, стелить, зыбиться, зиждиться
II спряжение на -ЕТЬ – смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть
II спряжение на -АТЬ – слышать, дышать, держать, гнать
Разноспрягаемые – хотеть, бежать
Архаические – есть, дать, надоесть, создать