Русский язык – наш родной язык, основа нашей культуры, нашего мироощущения и восприятия. На нём мы говорим, с помощью него мы передаем наши ощущения. С его помощью мы мыслим и работаем. Без русского языка невозможно сохранение и дальнейшее процветание нашего государства, наших идей и наших творений. Мы говорим на нем с детства, поэтому редко задумываемся, насколько он сложен и многогранен. Русский язык нужно учить для того, чтобы понимать окружающих и чтобы они понимали нас. Взрослея, мы учимся читать и писать, общение больше не ограничивается разговорами. Мы можем писать письма, сочинения, рассказы. Таким образом, мы показываем свой внутренний мир, мысли и чувства, о которых иногда трудно говорить вслух. Всю нашу жизнь мы не перестаем учить русский язык, постоянно узнаем что-то новое.
Русский язык, на самом деле, является древним, богатым и, что самое интересное, развивающимся по сей день языком. Огромное количество реформ, правил принимаются в наши дни, для обогащения и усовершенствования. На русском языке говорит огромное количество человек: это россияне, бывшие граждане СССР, а также множество иностранцев живущих далеко от России. Русский язык, по подтверждению многих иностранных граждан, является одним из сложных языков мира. Но, в то же время, он является и самым богатым, красивым, выразительным и мелодичным языком из всех существующих.
Падеж — это словоизменительная грамматическая категория имен существительных, выражающая отношения обозначенного существительным предмета к другим предметам, явлениям, действиям.
Падежи | Слово-помощник | Вопросы | Предлоги | Примеры (Ед.ч.) | ||
---|---|---|---|---|---|---|
ж.р. | м.р. | ср.р. | ||||
Прямые падежи | ||||||
Именительный | Есть | кто? что? | Всегда без предлогов. | Школа | Брат | Сердце |
Косвенные падежи | ||||||
Родительный | Нет | кого? чего? | От, из, без, из-за, с, у, около, возле, для, до, мимо, вокруг, вблизи, после, ради, кроме, помимо, в течение, в продолжение, в заключение, вследствие, ввиду, за исключением | Школы | Брата | Сердца |
Дательный | Даю | кому? чему? | К, по, навстречу, согласно, благодаря, наперекор | Школе | Брату | Сердцу |
Винительный | Вижу | кого? что? | За, в, во, через, на, по, под, про, о, несмотря на, невзирая на | Школу | Брата | Сердце |
Творительный | Горжусь | кем? чем? | С, за, над, под, между, перед, наряду с, в соответствии с | Школой | Братом | Сердцем |
Предложный | Думаю | о ком? о чём? | Всегда с предлогами: о, об, обо, в, на, при, по | О школе | О брате | О сердце |
Изменение слов по вопросам называют изменением по падежам.
Именительный падеж (Им.п.) является начальной (исходной, словарной) формой слова. Изменение частей речи по падежам называется склонением.
Чтобы определить падеж существительного:
Между д..рев..ями прот..нулись нити лё..кой п..утины.
Имена существительные в Им.п. являются чаще всего подлежащими и подчёркиваются одной чертой. В других случаях они выступают дополнениями.
Падежные окончания существительных представлены системой окончаний (флексий), указывающих на грамматическое отношение существительных к другим словам в предложениях и словосочетаниях. Падежные окончания зависят от числа, рода, склонения и одушевленности (неодушевленности) существительного.
Падежи | I склонение | II склонение | III склонение | |||
---|---|---|---|---|---|---|
окончания | примеры | окончания | примеры | окончания | примеры | |
Именительный | -а, -я | вода, юноша, земля | -[ ], -о, -е | человек[ ], дом[ ], окно, решение | -[ ] | ночь[ ], ложь[ ], дочь[ ] |
Родительный | -ы, -и | воды, юноши, земли | -а, -я | человека, дома, окна, решения | -и | ночи, лжи, дочери |
Дательный | -е | воде, юноше, земле | -у, -ю | человеку, дому, окну, решению | -и | ночи, лжи, дочери |
Винительный | -у, -ю | воду, юношу, землю | -[ ], -а, -я, -о, -е | человека, дом[ ], окно, решение | [ ] | ночь[ ], ложь[ ], дочь[ ] |
Творительный | -ой (-ою), -ей (-ею) | водой, юношей, землёй | -ом, -ем | человеком, домом, окном, решением | -ью | ночью, ложью, дочерью |
Предложный | -е | о воде, о юноше, о земле | -е, -и | о человеке, о доме, об окне, о решении | -и | о ночи, о лжи, о дочери |
Падежи | I склонение | II склонение | III склонение | |||
---|---|---|---|---|---|---|
окончания | примеры | окончания | примеры | окончания | примеры | |
Именительный | -ы, -и | горы, дороги, дяди | -а, -я, -ы, -и | озёра, столы, кони, ученики | -и | степи, печи, лани |
Родительный | -[ ] | гор[ ], дорог[ ], дядь[ ] | -ов, -ей, -[ ] | озёр[ ], столов, конеё, учеников | -ей | степей, печей, ланей |
Дательный | -ам, -ям | горам, дорогам, дядям | -ам, -ям | озёрам, столам, коням, ученикам | -ам, -ям | степям, печам, ланям |
Винительный | -ы, -и, -[ ] | горы, дороги, дядь[ ] | -а, -я, -ы, -и, -ей, -ов | озёра, столы, коней, учеников | -и, -ей | степи, печи, ланей |
Творительный | -ами, -ями | горами, дорогами, дядями | -ами, -ями | озёрами, столами, конями, учениками | -ами, -ями | степями, печами, ланями |
Предложный | -ах, -ях | о горах, о дорогах, о дядях | -ах, -ях | об озёрах, о столах, о конях, об учениках | -ах, -ях | о степях, о печах, о ланях |
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных зависит от их склонения. Чтобы определиться с безударным окончанием существительного, выполните следующие шаги:
Склонение | Проверочное слово | Примеры |
---|---|---|
I склонение |
И Стена, рука, земля Р Стены, руки, земли Д Стене, руке, земле В Стену, руку, землю Т Стеной, рукой, землёй П На стене, руке, земле |
корона (стене/короне – Д.п.) |
II склонение |
И Стол, конь, двор Р Стола, коня, двора Д Столу, коню, двору В Стол, коня, двор Т Столом, конём, двором П О столе, коне, дворе |
рыцарь (столу/рыцарю – Д.п.) |
III склонение |
И Степь Р Степи Д Степи В Степь Т Степью П О степи |
мышь (о степи/о мыши – Д.п.) |
Особая группа на -мя, -ие, -ия |
Путь Для Р.п., Д.п., П.п. – пути. |
время (пути/времени – Р.п.) изумление (о пути/об изумлении – П.п) Германия (пути/Германии – Д.п.) |
Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.
Мама (И.п.) кладет в салат (В.п.) огурцы (В.п.).
Если совпадают вопросы в Р.п. и В.п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р.п. окончания –а(я)/-ы(и). В В.п. окончания –у(ю).
Лапа (кого?) куницы - Р.п. / вижу (кого?) куницу – В.п.
Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я). Тогда в Р.п. окончание будет –ы(и), а в В.п. окончание будет –у(ю).
Лапа (кого?) медведя – вижу (кого?) медведя.
Лапа (кого?) (лисы) медведя – Р.п. – вижу (кого?) (лису) медведя – В.п.
При совпадении предлога «с» у Р.п. и Т.п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р.п. и с чем? у Т.п.) и окончаниям слов в этих падежах.
Поднял (откуда?) с земли – Р.п. / Поднял ящик (с чем?) с землей – В.п.
Слово без предлога в Д.п. совпадет в произношении со словом в Р.п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.
Д.п. - написала письмо бабушке Наташе – бабушку зовут Наташа
Р.п. – написала письмо бабушке Наташи – это Наташина бабушка
В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.
Д.п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по П.п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на
В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Т.п. и В.п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.
Т.п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом В.п. – спрятал (где?, за что?) за комод[ ]
При совпадении предлогов у В.п. и П.п. ориентировать надо на вопросы.
В.п. – взошел (куда?, на что?) на постамент П.п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте